Для спасения маленького пациента на территории ФГБУЗ МСЧ 125 ФМБА России приземлился вертолет санитарной авиации, наши медики совместно с авиаторами доставили малыша в Курск.
Санитарная авиация в нашей стране появилась ещё в 1930-е годы по инициативе Красного Креста. С тех пор этот вид медпомощи переживал взлеты и падения, а в 1990-х и вовсе оказался на грани исчезновения. Полеты в медицинских целях вплоть до последнего времени находились в ведении субъектов РФ, каждый из которых решал задачу как мог, зачастую используя морально устаревшую технику.
2016 год стал отправной точкой возрождения санитарной авиации России. В рамках поручения президента Владимира Путина был утвержден проект по оказанию экстренной медицинской помощи в труднодоступных регионах страны. Из госбюджета были выделены необходимые средства. Затем, в 2017-м, по инициативе государственной корпорации "Ростех" при участии Минздрава и Минпромторга был создан единый оператор воздушной скорой помощи — Национальная служба санитарной авиации (НССА).
Как работает НССА
Как говорят в руководстве НССА, глобальная задача службы — возрождение и перезапуск системы санитарной авиации, без которой, как известно, не обойтись не только в отдаленных и труднодоступных уголках России, но и в мегаполисах, где из-за пробок обычная автомобильная скорая порой не успевает к пациенту. По данным Ростеха, за прошедший год воздушный транспорт Национальной службы санитарной авиации выполнил около 5 тыс. вылетов. На вертолетах с красным крестом были эвакуированы более 6 тыс. пациентов, находившихся в критическом состоянии и нуждавшихся в неотложной медицинской помощи. Всего с момента создания в 2019 году санавиация Ростеха помогла доставить в медицинские учреждения 11 тыс. человек.
В сравнении с 2020 годом интенсивность работы санитарной авиации Ростеха выросла в два раза — с 2,5 до более чем 5 тыс. вылетов. Среди пациентов, экстренно доставленных вертолетами НССА в медицинские учреждения, — 281 младенец в возрасте до года и 687 детей в возрасте от одного до семи лет
У медиков есть так называемое правило золотого часа, согласно которому выживаемость наиболее вероятна, а риск осложнений снижается, если помощь приходит в первый час после обращения. В основном это правило актуально для пациентов с инсультами, инфарктами, тяжелыми травмами, для пострадавших в ДТП, а также беременных женщин с патологиями. Главная задача санавиации — в случаях, когда счет идет на минуты, максимально быстро доставить людей в специализированные медицинские центры.
Согласно данным Ростеха, воздушная неотложка НССА выполняла полёты в Сахалинской, Новосибирской, Свердловской, Воронежской, Новгородской, Ленинградской, Тверской, Самарской, Астраханской, Курской и Рязанской областях, в Бурятии, Дагестане и Чечне, Ставропольском, Камчатском и Приморском краях, Чукотском автономном округе и других регионах.
Воздушные скорые
Сегодня в парке НССА более 20 вертолетов. Это МИ-8МТВ-1 и "Ансаты", оборудованные под задачи санавиации. По данным государственной корпорации "Ростех", воздушные скорые от Казанского вертолетного завода оснащены всем необходимым для поддержания жизни больного на борту. Некоторые модели вертолетов оснащаются специальным модулем с системой жизнеобеспечения для транспортировки новорожденных. Все приборы адаптированы для работы в полете и производятся на предприятиях Ростеха. Легкий "Ансат" — первый российский вертолет, полностью сконструированный и построенный в постсоветское время, применяется в основном в городах и на равнинной местности. По информации производителя, машина может брать на борт одного тяжелого пациента и двух медиков. В кабине вертолета установлены аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ), система мониторинга и дефибрилляции, аспиратор — одним словом, все то, что позволяет оказывать экстренную медицинскую помощь до поступления в стационар.